Про Ле Корбюзье в выставочном пространстве ГМИИ, а также про ХСС
Вообще я его, конечно, и раньше уважала (и до сих пор считаю, что то, что я знаю о демографии со слов Гилярова - про рождаемость и продолжительность жизни, а со слов Креславского - про коэффициент миграции - это исчерпывающе, ну по крайней мере ни один встреченный социолог или журналист не знал больше и уж тем более не понимал про роль митохондриального генома и Y-хромосомы в изучении демографических процессов). Но в ЖЖ он раскрывается с другой стороны - с той, которую необязательно и избыточно было демонстрировать грубоватым юным полевикам.
Оригинал взят у
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Сегодня у меня был день, посвященный походу со старшим внуком по всяким архитектурным памятникам с целью выполнить задание на каникулы – подготовить рассказ с фотографиями об элементах греческой архитектуры в зданиях Москвы (хорошая все же 57-я школа, где в третьем классе дают такие задания). Мы были в Пушкинском музее, потом снимали (снимал он, я только советы давал) здание музея Рерихов (усадьбу Голициных-Лопухиных), прошли всю Остоженку, где нашли и замковые камни и рустовку. Потом доехали на метро до Университета и в ГЗ (Главное Здание) сфотографировали колонны дорического ордера (в самом центре, там, где вход в аудитории 01 и 02).
Но я сейчас не про это, а про то, что в ГМИИ им. Пушкина мы осмотрели выставку, посвященную Ле Корбюзье (хочется мне все же написать ЛЁ, поскольку именно так произносится его фамилия, на самом деле – псевдоним). Имя Корбюзье вообще то я знаю с детства. Папа показывал мне знаменитый «дом на ножках» – здание Центросоюза на Мясницкой (тогда ул. Кирова). Потом пустое пространство между ножек, конечно же, застроили и здание сразу «осело», потеряло свою загадочность. А, кроме того, появились и другие здания простых конструктивистских форм, и дом Корбюзье уже не столь выделялся как раньше. Сейчас он может показаться даже банальным. Но это потому, что идеи Корбюзье осуществлены в массовой застройке по всеми миру.
Выставка в Пушкинском музее замечательно спланирована. Вкус дизайнеров, которые организовывали выставочное пространство, соответствует мастерству того, кому это пространство посвящено. Этого не опишешь, это надо видеть. Поэтому всем, кто в Москве, советую поспешить на выставку – она только до 18 ноября. Что представлено на выставке? Макеты зданий, осуществленные и неосуществленные проекты, рисунки (а рисунки архитекторов всегда очень интересно рассматривать), фотографии разных сооружений, книжки, картины (кубизм, но своеобразный), скульптура и изумительной красоты гобелены, вытканные по рисункам Корбюзье. Сына, который недавно был на выставке, возмутила “Unité d'Habitation” «жилая единица» – принцип устройства многоквартирного дома из железобетона и стекла. Но я как-то отнесся терпимо – если людям надо дать дешевое жилье, и людей этих много, без такого строительства трудно обойтись. Я сейчас не пускаюсь в идеологическую, тем более – философскую основу этих принципов. Но больше всего на выставке понравились картины и гобелены – яркие и смелые. Напоминает Пикассо, иногда Миро, иногда даже Леже, но в общем-то свое!
Долго рассматривал модель Дворца Советов, того здания, которое должны были построить на месте снесенного в 1931 г. Храма Христа Спасителя. Сейчас на меня все набросятся, но я вообще этот храм архитектурой не считаю. Он как был безобразен и безвкусен изначально (архитектор Константин Тон), таким и остался при воссоздании, что неудивительно. В 1932 г. был объявлен конкурс проектов Дворца Советов (так ведь очень долгое время называлась станция метро, ныне именуемая Кропоткинской), который должен был занять территорию, где располагался храм. Участвовало очень много архитекторов, в том числе и Ле Корбюзье, но правительство выбрало проект Иофана. Предполагалось соорудить нечто чудовищное, еще более страшное, чем стоявший там храм, а именно здание-пьедестал, увенчанное огромной статуей Ленина. Высота сооружения – 420 м! Для сравнения – высота Главного здания МГУ только 240 м (со шпилем). Под Дворец Советов уже вырыли котлован и туда были забиты конструкции из особо прочной стали Но начавшаяся война остановила строительство. Потом там сделали открытый плавательный бассейн для народа (очень многие мои знакомые туда регулярно ходили), ну а потом заново построили храм.
И вот рассматривая проект Дворца Советов, предложенный Корбюзье, я безумно сожалею о том, что этот смелый проект не был осуществлен. По сути это комплекс невысоких зданий, главное из которых, зал заседаний. Свод крыши его был подвешен на вантах (как Крымский мост), которые отходили от веером расходящихся ребер. Вся конструкция обещала быть воздушной, легкой и смелой по найденным решениям. Но, конечно, Сталину и его окружению это было глубоко чуждо. С художественным вкусом правителей (что России, что СССР) нам всегда не везло!
Да, а еще мы купили в музее прекрасно изданную книжку для детей под названием: «Что придумал Ле Корбюзье». Автор – Анна Чудецкая, издательство «Арт-Волхонка». Единственный недостаток книги – высокая цена (400 р.), но может это и неизбежно, учитывая хорошее качество бумаги, цветной печати и всего остального. Текст для детей, но интересен и взрослым. В конце есть даже кроссворд, который можно заполнить, если внимательно читал книжку. Короче, здорово сделано!